Click to order
Клеймо и заточка клинков

Клеймо клинков 

Гравировка на лезвии клинка появилась много сотен лет назад. Раньше практически каждое изделие подписывалось или на нм оставляли клеймо. Так мастера старались оставить о себе память. Надпись на ноже со смыслом также появились очень давно. Это считалось, что изделие принесёт своему владельцу удачу в бою.


Немного истории


Меч был первым предметом, созданным именно для войны. С помощью него клялись, ему посвящались стихи и даже присваивали имя. Но время беспощадно, до наших дней дошло немало клинков, но они в большинстве своём в плачевном состоянии.

Но совершенно точно можно сказать, что на них имелись надписи. Например викинги, очень умело украшали свои мечи. На них имелись гравировки и высечки, оружие получало гордые имена. В поздние времена Средневековья на клинки стали наносить целые фразы.

Многие клинки Первого крестового похода имели надписи, с одной стороны «INGELRII», а с другой «Homo Dei», т.е. «Божий человек». Уже в 13-14 веках стали популярны фразы на латыни типа «Именем Божьим» или «Во имя Бога».

Встречаются изделия, на которых говорится о принадлежности хозяину – «Я принадлежу Тормуду». На орудия с помощью которых производились казни, также наносились надписи и даже целые стихотворения.

Зачем делают гравировку

Сегодня гравировку принято наносить в следующих случаях:

  • наградной клинок;
  • ритуальный предмет;
  • эксклюзивное изделие ручной работы.

Ритуальные предметы с гравировкой, встречаются всё больше в качестве сувенирных вариаций.


Зачастую мастера используют гравировку, чтобы сделать своё изделие эксклюзивным, оригинальным и неповторимым.


Больше сегодня можно встретить гравировку на наградных клинках. Которые вручают за определённые заслуги или просто в качестве знака особого внимания. Надписи часто наносят на подарочные и сувенирные экземпляры.

Что именно наносят на ножи

Зачастую возникает вопрос – какую нанести надпись на клинок ножа? В былые времена это могли быть всяческие ритуальные слова или символы. Возможно слова напутствия и сакральные мысли. Именитые семьи наносили на своё оружие семейные гербы и другие знаки отличия.

Сегодня гравировку чаще всего используют для обозначения профессиональной деятельности или принадлежности к каким-либо родам войск. На изделия наносят имена или важные даты, к которым приурочено дарение.

Клейма на клинках ножей 

Виды гравировки на ножах

Существует несколько типов гравировки на клинках. Рассмотрим самые из них популярные: резцовая, плоскостная и пластинчатая. Первый вариант наносится с помощью специального резца, иглы или другого острого приспособления.


Этот вид гравировки требует очень высокого мастерства.


В плоскостной гравировке узор состоит из двух или более плоскостей. Борозды или пунктиры в таком виде практически не используются. Пластинчатая гравировка, сегодня практически заменена литьём и чеканкой.

Металл льют в необходимую форму при помощи специального оборудования. Для ножей этот способ используют нечасто. По сути, на изделие можно нанести любой узор или надпись, это может ограничиваться только фантазией заказчика.

Заточка булата и стали

           Каждый профессионал, имеющий дело с режущим инструментом, будь то мясник, плотник, токарь или ювелир, при заточке всегда соблюдает закон: угол заточки зависит от материала, который будут резать. Материал, из которого сделан резец, никакого отношения к этому углу не имеет, просто два резца из разных металлов будут отличаться износоустойчивостью при одном и том же угле заточки и том же обрабатываемом материале.

Все углы заточки определены еще в XIX веке. Волосы мы будем брить с углом заточки 8º-12º, независимо от марки бритвы: «Sollingen», или «Tpyд Baчa». Кожу резать – угол 15º-18º, сделан ли наш косяк из пилы Р9, или откован из рессоры, неважно. Ювелир, для обработки стали, свой штихель заточит под угол 85º-90º, будь то «Fish» made in Swiss, или самоделка с Дмитровского рынка. Я начал с этой прописной азбучной истины, потому, что у дилетантов, видящих нож второй раз в жизни, мнение совершенно противоположное: все зависит только от материала, из которого этот нож сделан. Ну, а поскольку незнание законов ответственности не снимает, то в результате – разочарования и обиды на всю оставшуюся жизнь. Я с этим сталкиваюсь ежедневно, поэтому опишу два типичных случая махрового невежества.

Случай первый. Короткое предисловие: стамески для резьбы по дереву имеют твердость 52 ед.-59 ед. HRC, угол заточки 23º-30º. Угол заточки зависит опять же от породы дерева: маленький – для мягких пород (липа, тополь, осина), большой – для твердых (дуб, самшит и несть им числа). Идеально закаленная сталь при угле заточки меньше 18º начинает заворачиваться (загибаться), если сталь крошится – это брак. Стамеска обязательно имеет «плечо», т.е. фаску, которая обуславливает определенный радиус резьбы: заход в массив дерева и выход из него. Если нужно увеличить этот радиус, то меняют толщину стамески, но не угол заточки.

 

Это было предисловие. А теперь типичный случай. Покупают набор стамесок и возвращают с претензией: стамески не режут и гнутся. Смотрю: все резцы переточены, плеча нет, угол заточки 5º-8º т.е вид у стамески такой:

 

Резать она не может принципиально, т.к. не имеет плеча, а отсюда и радиуса поворота – идет по прямой. Никакие объяснения не принимаются, поскольку невежество агрессивно и всегда считает себя правым.

Случай второй. Претензии к булатному ножу: стекло не режет, а гвоздь не рубит. Причина та же: нож переточен – кромка 0,1 мм, угол заточки 20º. Такой нож, из чего бы ни был сделан, может резать только кожу. Объясняю на примере зубила. Делают его из стали У7-У8, угол заточки 45º-60º, ширина плеч 10-12 мм, твердость 52-58 ед.HRC. При этих параметрах зубило рубит железо не тупясь (пока не столкнется с закаленной сталью). Главное здесь – ширина плеч.

Заточка клинка

Не обязательно изучать сопромат, чтобы понять, что давление перераспределяется равномерно на всю площадь, металл испытывает небольшую нагрузку на 1м м² и не деформируется. Возьмите это же зубило, сточите до толщины 0,1 мм и попробуйте рубить гвозди – гвоздь будет вминаться на весь свой диаметр, значит, если вы хотите, чтобы нож перерубал гвоздь, то заточите его 45º -60º, и создайте толщину кромки 1-2 мм. Тогда он будет рубить гвозди, независимо из чего этот нож сделан: из стали У8, Х12ФМ, или булата, здесь я опровергаю устойчивое мнение: «и раз это булат, то он должен…»

Булат никому и ничего не должен, это сталь, которая подчиняется всем законам металловедения, ну и как он будет рубить гвозди при маленьком угле заточки и узких плечах?! Преимущество булата перед сталью в том, что при угле заточки в 60º — он бреет. Я в своей практике чуть не отрезал первую фалангу на указательном пальце, проведя по обуху с углом в 90º. Режут торчащие во все стороны карбиды. Размеры у них вполне ощутимые: это веретено, толщиной 3-5 µ и длиной 10-15µ. Отсюда вывод: при желании булатное лезвие можно легко загубить заточкой: нужно создать узкие плечи, маленький угол, обработать мягкими водяными камнями, потом протянуть кромку вдоль медного прутка или бруска твердого дерева и вырвать все карбиды. На кромке образуется полоса блестящей, полированной матрицы с твердостью 45 ед. После этого можно смело соревноваться с ножом, сделанным из алюминиевой ложки – булат проиграет. Соблюдать определенные законы заточки стали и булата не сложнее, чем бензин заливать в бензиновый двигатель, а солярку – в дизель. Хотя можно встать в позу, как суровый сибирский мужик, который затолкал рельс в пилораму, а потом качал укоризненно головой и приговаривал: «Ну, что ж ты подвела – заграничная штучка!».

Булат легко точится мягким камнем, придорожным песчаником, или голенищем валенка, удлинение времени заточки не дает ничего, кромка не становится острее – она просто стачивается. При таком способе заточки у булата стачивается матрица, начинают торчать карбиды и он режет.       

Заточка алмазными брусками, или камнями Arkansas более долгая, приходится точить карбиды, твердость которых 70-80 ед. HRC, но эта заточка более долгоиграющая, может хватить на три сезона.

Рабочая кромка булата может иметь две поверхности:

      

 Поэтому, если вы хотите получить максимум рабочих свойств булатного клинка – придется попотеть. Угол заточки: 30º-45º, ширина плеч (толщина кромки) 0,5 мм-1мм, заточка – твердыми камнями.

Получится универсальное лезвие – и рубит, и режет.

Если брать идеальное лезвие из булата и стали, то различие небольшое. Сталь может рубить и резать дольше булата, а булат легче точится и легче режет. У булата твердость матрицы 23-45 ед. HRC, твердость карбидов 70-90 ед., но его легко заточить даже надфилем. У стали линейная зависимость, чем тверже, тем лучше режет. Поэтому хороша сталь с твердостью 61-64 ед.HRC. Но эта сталь с трудом точится в полевых условиях. В общем – то, вывод стандартный – прошла тысяча лет и преимущества булата над бронзой так и остались высокие, но по сравнению с современной сталью нивелируются.


Какие же ошибки допускают при работе с данной точилкой? Последний принесенный на «лечение» нож имел режущую кромку в виде ступеней, да еще с разным углом заточки. Оказалось, что вместо постоянного, равномерного перемещения заточного бруска по всей длине кромки, она обрабатывалась участками равными или чуть большими, чем ширина губок тисков, крепящихся на обух. Потом тиски переставляли, и на границе зон возникала ступенька, так как угол заточки менялся. С противоположных сторон все эти неровности не совпадали. Существует распространенное мнение, что «Lansky» не позволяет точно выдерживать угол заточки – чем дальше от зажима, тем меньше угол, поэтому надо переставлять зажим в процессе заточки. Это не верно. Чтобы убедиться в этом, вспомним школьный курс геометрии.

Заточка клинка ножа 

Пусть точка А - начало РК; точка B - конец прямого участка РК; точка С - произвольная точка на закругленном участке РК; точка D - острие; точка Е - место контакта направляющей спицы и отверстия. Точки A, B, C, D принадлежат одной плоскости ABCD. Из точки Е опустим перпендикуляр на плоскость ABCD. Точку пересечения плоскости ABCD и перпендикуляра назовем F. Отрезок АВ перпендикулярен отрезку FB. Теперь рассмотрим прямой участок РК, ограниченный на рисунке точками А и В. Из школьного курса геометрии известно, что плоскость можно построить по трем точкам. Таким образом мы имеем одну плоскость, образованную точками А, В и F, и другую плоскость, образованную точками А, В и Е. Данные плоскости пересекаются по прямой, которой принадлежит отрезок АВ. «В жизни» плоскость АВЕ – это рабочая плоскость абразивного бруска и, собственно, плоскость фаски, образующей РК. Угол пересечения двух плоскостей естественно постоянен. Как и угол получаемой РК. С прямым участком РК разобрались, перейдем к закругленному, представленному на рисунке кривой BCD, принадлежащей плоскости ABCD. Для того, чтобы точилка типа «Lansky» произвела на таком участке одинаковый по всей длине угол заточки, то необходимо, чтобы отрезки FB, FC, и FD были равной длины. Тогда можно считать геометрическое тело, заключенное в точках B, C, D и F, сегментом конуса с радиусом основания, равным отрезкам FB, FC, и FD и высотой EF. В реальности такая благоприятная ситуация происходит редко, и кривизна лезвия не совпадает с радиусом «идеального конуса», следовательно угол заточки слегка меняется. Но почти всегда можно закрепить лезвие таким образом, что это изменение угла будет незначительным. То есть, переставлять зажим в процессе заточки совершенно ни к чему. Также будет не лишним изготовить из картона или тонкого пластика точный шаблон, повторяющий контур клинка, с отметкой или прямоугольным вырезом в форме губок зажима, который позволит при следующем сеансе заточки установить зажим точно в то же самое место. Изменение угла заточки возможно также в следующих случаях: - если очень сильно давить на брусок, прогибается спица и угол становится меньше;- если у ножа спуски идут от обуха, неподвижно зафиксировать зажим становится весьма непростой задачей из-за отсутствия ровной площадки, кромка «гуляет» вверх-вниз при приложении нагрузки



- спица не прижата к нижнему краю отверстия, угол наклона все время колеблется. Большое значение имеет закрепление зажима с клинком на рабочем месте. Лучше всего закрепить устройство неподвижно, например - в небольших тисках. Конечно, можно точить, удерживая приспособление с зажатым клинком на весу, но во-первых вы быстро устанете, а во-вторых очень сложно в таком положении контролировать прижатие спицы к нижнему краю отверстия. Фирменные подставки хоть и стоят недешево, часто не обеспечивают должного удержания приспособления. Следующий сюрприз на упомянутом ноже оказался в том, что заусенец, возникающий при заточке, не был удален! В одном месте он загнулся направо, в другом налево, в третьем и вовсе отвалился. В результате нож резал остатком заусенца и быстро «тупился». После переточки этим ножом долго и нудно, без серьезных последствий для режущей кромки, строгали лосиный рог и латунный пруток. Перечисленные выше проблемы являются следствием неправильного использования устройства, их несложно избежать. Не менее пристальное внимание стоит обратить на камни, которые входят в комплект. Те, что были на основе алмаза, для заточки дамаска и булата оказались непригодны, да и не алмазные оставляют желать лучшего! Сверхтвердые алмазные зерна просто выхватывали из мягкой булатной матрицы твердые карбиды или относительно мягкие куски в дамаске. Алмазные зерна не стачивались сами, постепенно стачивая металл, а просто грызли его. Это хорошо на предварительном этапе заточки, когда нужно заточить совсем тупой нож, там, где нужен большой съем металла. Но на заключительном этапе заточки это приводило к выкрашиванию РК и невозможности добиться должной остроты. На простых отечественных белых камнях из электрокорунда 25А этой проблемы не возникало в принципе

Купить авторский нож в Москве 

Абразив, стачиваясь сам, мягко и без рывков снимал и металл. Нож легко доводился до нужного состояния и долго его сохранял. Так что при финишной заточке узорчатых сталей нужно использовать только абразивы, не содержащие алмаз. А вот использование алмазной пасты нанесенной на кожу, будет совсем не лишним при доводке. Но только несколько движений с каждой стороны, иначе легко заполировать РК и она потеряет свою «злость», будет хуже цеплять разрезаемый материал. Здесь важно соблюсти эту тонкую грань, что так же достигается опытом. Никаких тайных знаний, никаких «орденов посвященных» и узких специалистов, проблема заключается в отсутствии устойчивого навыка работы руками в наш век одноразовых вещей. Нет необходимости править или точить, чинить или делать вручную, проще купить ведро одноразовых ножей и выбрасывать по мере износа. Одноразовая жизнь и одноразовые вещи, уже нет традиции передавать по наследству нож деда или отца, нет связующих звеньев поколений, нет уважения к ручному труду. Так откуда взяться навыку заточки, если привычным движением мы отломили кончик картонного резака и следующие пять минут он снова острый? Зачастую это отношение переносится на дорогие, сделанные на заказ и в единственном экземпляре вещи. Итог этой веры в свои «одноразовые умения» - разочарование от покупки и претензии к мастеру. Изменить такое отношение сложно, а помочь избежать большинства ошибок и призвана эта статья. Но никакие статьи не в состоянии заменить живого человеческого общения мастера и заказчика, общения доброго и уважительного. Ведь тщательно отделывая нож, пытаясь убрать мельчайшие косяки в полировке, и остро затачивая его, мастер показывает свое уважение как к будущему хозяину клинка, так и к самому себе. Так почему бы и владельцу ножа не проявить уважение к себе и чужому труду, уделив чуть больше внимания заточке и уходу за своим любимым и зачастую не дешевым приобретением? Правильно и хорошо заточив нож, вы получите не только удовольствие от качественно выполненной работы, но и инструмент, пользоваться которым легко и приятно.