Click to order
Клинок в ножнах

Журавль в руках , а клинок в ножнах 

Ножны для кинжала, сабли, меча, штыка, штык-ножа и тому подобное служат для того, чтобы избежать нежелательного действия острых частей оружия, способных нанести ранения людям и животным, а также повреждения окружающим предметам при хранении и транспортировке. Также ножны выполняют задачу предохранения находящегося в них оружия от негативного воздействия окружающей среды (например, ржавения). Кроме этого, ножны зачастую выступают как часть одежды (особенно праздничной), а при хранении в нём особо ценного или искусно сделанного оружия ножны могут быть украшены вставками из драгоценных металлов и камней, то есть являются произведением оружейного и прикладного искусства (например — в Германии ножны Имперского меча. При изготовлении ножен для оружия используют самые различные материалы повышенной прочности: дерево, кожа, различные ткани и металлы. Как правило, в их конструкции предусмотрены петли, кольца или связки, позволяющие крепить ножны на одежде или поясе (ремне). В нижней части ножны вставлены в бутероль (фр. bouterolle) (наконечник). В Средневековье в Европе ножны особо крупных экземпляров клинкового оружия намертво крепили на особом, предназначенном для этого кожаном приспособлении (несущем ремне — портупее). Располагали ножны с оружием у бедра или плеча воина. В более поздние времена ножны оснащали специальным предохранителем, позволявшим избежать нежелательного и неожиданного высвобождения клинка из ножен.
В России ножны для клинка холодного оружия при ношении делали из:
  • кожи для ножей — коротких кинжалов
  • дерева, обтянутые кожей, резиной для ножей — шашек, тесаков, бебутов
  • дерева, обтянутые сафьяном для ножей — восточного оружия
  • дерева, обтянутые восчанкой для ножей — шашки кавказских казаков
  • металла для ножей — сабель, палашей.

В Средневековье для изготовления ножен для меча или сабли использовали дерево, обёрнутое в кожу или ткань, либо кожу, укреплённую металлическими бляхами или полосами. Внутренняя часть ножен была выложена мехом, выполнявшим целый ряд различных функций. Одной из них было образование особой плёнки, появлявшейся в результате постоянного вложения в ножны, смазанного маслом или животным жиром оружия. Эта масляная плёнка по меху в ножнах создавала особо благоприятную защитную среду для хранения, защиты от ржавчины и постоянно повторяющейся смазки меча. Кроме этого, благодаря такому меховому ложу в ножнах меч удерживался в фиксированном положении.

Металлические части (кольца) в месте вхождения меча или сабли в ножны служили их защите от повреждений при вложении в них оружия. Также металлом была защищена нижняя часть ножен, их оконечник (бутероль) с тем, чтобы избежать царапин или повреждений при контакте с поверхностью земли. Особый интерес представлял применяемый в Средние века ремень для ношения ножен (и оружия вместе с ним). Так, его крепили не с помощью обычной для этого пряжки, а специальным узлом, позволявшим при необходимости воину в любое мгновение (и одной рукой, сохранив в другой оружие), потянув за один из концов узла развязать его и сбросить пустые ножны на землю. Это было зачастую необходимо при фехтовании в пешем порядке, так как деревянные ножны были тяжелы и в ближнем бою мешали их хозяину быть достаточно подвижным.

Штык нож 

В XIX веке появились и быстро завоевали популярность цельнометаллические ножны, хоть они и имели недостаток — оружие, в них хранившееся, довольно быстро затуплялось.Это только в детской считалке поется: «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана...». На деле таскать отточенный ножик прямо в кармане просто невозможно, даже если засунуть его туда рукояткой вниз. Бритвенной остроты лезвие (а только такая степень заточки вообще имеет смысл) немедленно прорежет дыру и железка будет потеряна. Но даже если этого не случится, то история травматологии знает несчетное число примеров, когда злополучный владелец получал в кишки собственную сталь, споткнувшись о камень или неудачно согнувшись. Так что ножики правильнее скрывать в ножнах, а не в карманах.
За всю историю существования холодного оружия придумано всего несколько разновидностей ножен, отличающихся друг от друга лишь материалом, из которого они изготовлены.
Ножны бывают:
  • кожаные;
  • деревянные;
  • металлические;
  • пластмассовые;
  • костяные.
Не составит труда припомнить еще несколько субстанций (картон, например), но это будет уже извращение.
Если вы думаете, что самыми распространенными типами ножен являются деревянные и кожаные, то вы абсолютн о правы, разве что вариант дерева, обтянутого кожей, может оспорить пальму первенства и даже, скорее всего, победит.
Что касается вопроса о том, какие ножны считать наиболее древними, то, вероятно, простая кожа пошла в ход прежде всех прочих, поскольку деревяшки нужно как минимум склеивать, тогда как кожаный чехол шьется за час-полтора.
Однако, следуя принципу движения от меньшего к большему, начнем рассказ о ножнах с их самых редких видов — с костяных.
Хотя кость и представляется очень соблазнительным исхо дным материалом для разного рода поделок, в качестве ножен ее никак нельзя признать удачной, несмотря на всю красоту и элегантность. Для начала у вас возникнут трудности с подбором достаточно длинных и ровных пластин, а найдя таковые, вы приметесь долго и мучительно обрабатывать неподатливый и, скажем прямо, дурно пахнущий предмет.
Истратив на этот сизифов труд бездну времени, вы вплотную встанете перед проблемой склейки двух половинок ножен. Но, к сожалению, ни мать-природа, ни демон химии не дают в наши р уки сколько-нибудь удовлетворительного клея, обеспечивающего не просто качественный, но еще и долговечный стык. Ни эпоксидные смолы, ни пресловутый циакрин (цианакрилат), ни пятое, ни десятое вещества не годятся. Разумеется, все они намертво прихватят косточки так, что не оторвешь, однако по прошествии какого-то времени такие ножны с легким щелчком развалятся на две изначальные половинки, — а все из-за плотной скользкой поверхности, каковая так изящно смотрится в полированном виде, но категорически отторгает всякое иное вещество, хоть искусственного, хоть естественного происхождения. Добавив к перечисленному неизбежное распирающее действие клинка, мы получаем безрадостную картину. Оттого и применяется кость в редких, штучных изделиях высокого класса, как пра вило, с добавками в виде заклепок, ободков и прочих крепежных деталей. Излишне уточнять, что это всегда небольшие, часто просто миниатюрные экземпляры из семейства дорогих безделушек или коллекционных раритетов. Однако есть и приятные исключения: в странах Индокитая, в Японии и Корее по сей день распространены оправы холодного оружия из слоновой кости, так как она, с одной стороны, представлена огромными бивнями, из которых можно спокойно вырезать заготовки любого размера, с другой стороны — в тех краях ценный материал раздобыть все же легче, нежели где-нибудь в Европе.


Немаловажным обстоятельством является то, что и рукоятка, и покрытие ножен специально рассчитаны как надежный изолятор, что дает возможность работать с инженерными заграждениями, находящимися под напряжением. Разумеется, сырость и дождь им также не вредят.

Боевой нож

Перед тем как перейти к рассмотрению наиболее распространенных и практичных кожаных ножен, мы должны уделить внимание дереву как некоему переходному материалу, так как именно оно служит основой для последующей обтяжки кожей и оковки металлом. При этом чисто деревянные ножны не столь популярны, оставаясь незыблемой принадлежностью, пожалуй, одной японской традиции. С нее и начнем.

Японцы редко закрывали чистую поверхность кожаными или какими угодно иными обтяжками. Вероятно, одной из причин этого является немыслимая прочность настоящего японского (и ки тайского) лака, получаемого из особого «лакового» дерева. Любой материал, покрытый удивительным природным полимером, не боялся ни воды, ни солнца, ни мороза, а физическая стойкость к различным царапинам и ударам до сих пор остается предметом зависти химико в. Классикой жанра принято считать деревянные ножны, крытые черным лаком, но мы часто видим также мечи и ножи, где прозрачный слой отлично выявляет естественную красоту текстуры. Устье таких ножен укреплялось металлическим или роговым стаканом.


Чисто деревянные ножны можно повстречать и у северных народов, только в отличие от японцев бесхитростные сыны тундры руководствуются простыми практическими соображениями. Нож для них — не более чем рабочий инструмент, требующий самого обыкновенного вместилища из материала, который всегда под рукой.


В Европе самым распространенным и по сей день популярным остается стиль, в котором деревянная основа обтянута тонкой кожей, а вся конструкция взята в металл с обеих сторон: конический стакан снизу и более или менее широкая обойма сверху. Вот идеальный по типичности леворучник (дага) со столь же типичными ножнами.


Понятно, что металлические детали почти в обязательном порядке подвергались художественной обработке, степень которой зависела от стоимости изделия. Обыкновенный солдатский бебут не претендовал на что-то большее, чем грубая кожа и гладкий латунный прибор, как и охотничьи кинжалы, предназначенные для работы, а не для созерцания. Но когда речь шла об индивидуальном заказе или хотя бы о дорогом изделии из небольшой эксклюзивной п артии, то перед мастерами открывалось обширное поле деятельности. Сама поверхность кожи при этом часто подвергалась тиснению, приобретая тот или иной узор, фактуру, рисунок.Среди моделей штыков начала XX века попадаются металлические ножны, обтянутые толстой кожей, призванной, вероятно, сохранять под собой железо, — да оно и красивее.



Теперь перейдем к чисто кожаным ножнам как самым массовым и древним. Условно их можно разделить на две большие группы: жесткие и мягкие.

Жесткие ножны, изготовленные из толстого дубленого чепрака, почти не отличаются от деревянных или металлических, разве что раскисают в воде.



Эластичные ножны действуют по тому же принципу, но часто их устье подгоняется настолько индивидуально и плотно, что рукоять утопает в них, словно в чулке. В последнее время стало модным так же точно обустраивать кобуры для пистолетов и револьве ров, когда мягкая кожа плотно облегает поверхность, повторяя все впадины и выпуклости, страхуя тем самым предмет не хуже застежки. 

Однако для надежности рукоятка ножа должна при этом входить вглубь практически «по уши», иначе его легко потерять. Этот стиль пришел в большой мир с севера, и практически все традиционные норвежские, финские, шведские, лапландские и прочие ножи прячутся в ножнах почти «с головой».


Довольно часто мягкая кожа устья комбинируется с дубленой и толстой, Довольно часто мягкая кожа устья комбинируется с дубленой и толстой, а то и с деревом или даже костью.

Примечательно, что подобный стиль обладает еще одним, не бросающимся в глаза, преимуществом: центр тяжести ножа в ножнах оказывается гораздо ниже точки подвески к поясу, каковая осуществляется обычной ременной петлей. Такое подвижное крепление настолько удобно, что сегодня многие солидные производители выпускают охотничьи и универсальные ножи в аналогичных ножнах.

Купить крутой нож 

Американо-европейский стиль, напротив, предполагает крепление к поясу где-то на уровне центра рукоятки, и если последняя тяжела (например, из оленьего рога), нож будет ощутимо перевешивать, создавая неприятное ощущение неустойчивости.


Сам по себе нож может фиксироваться дополнительной застежкой либо обходиться без таковой, но во втором случае подгонка ножен должна обеспечивать его извлечение с определенным усилием, причем длинным движением. Без этого, радостно шагая по лесным тропам и продираясь через кустарник, вы рискуете остаться безоружным. Для охотника это станет неприятным эпизодом, для диверсанта, разведчика или простого содата может означать смерть.

Самая распространенная застежка перехватывает рукоять поперек примерно посередине или ближе к переднему торцу — кому как нравится.


Другой тип застежки прикрывает рукоять сверху вниз, от заднего торца. В известной степени это удобнее и надежнее.


Конструктивно края кожи соединяются посредством прошивки, заклепок, оплетки кожаным же шнурком. Из всех этих способов действительно долговечным представляется лишь второй: мы должны быть готовы к тому, что тонкое лезвие рано или поздно прорежет шов изнутри, воспрепятствовать чему способен лишь металл. В идеальном случае это латунь, так как стальные заклепки ржавеют и могут тупить заточку. Очень хорошо, когда внутрь мягкого «чулка» помещен дополнительный вкладыш из тонкой, но жесткой дубленой кожи, охватывающий клинок с обеих сторон. Это предохранит чехол от царапин и разрывов во время поспешного или грубого заталкивания ножа.


Но чаще имеет место комбинация заклепок с прошивкой или оплеткой, причем последняя может выступать не столько в качестве конструктивного, сколько декоративного элемента. Кто из мОсобенно важна самая первая заклепка на входе в устье ножен — именно здесь лезвие начинает потихоньку резать швы и оплетки, а то и основную кожу. Строго говоря, ножны без такой заклепки наверняка изготовлены дилетантом, а то и халтурщиком.



альВторая по значимости — концевая заклепка, предохраняющая низ ножен от случайного пробоя острием.


Остальных заклепок может и не быть вовсе, но только при наличии некоего конструктивного элемента, который сразу и не заметишь. Речь идет об узкой полоске кожи, проложенной третьим слоем между двумя основными в зоне прошивки. В этом случае лезвие не устремляется точнехонько к ниткам, чтобы хищно их резать, а скользит по упомян утой полоске. Однако если мы проложим слишком толстую кожу, возникнут проблемы с плотностью «упаковки» клинка, — он попросту станет болтаться. Это надо учитывать при изготовлении ножен.

Иногда, очень редко, ножны могут представлять собой обычный чехольчик, надеваемый только на клинок, без каких бы то ни было крепежных элементов или подвесок. Как при этом носить нож (в данном случае охотничий) — загадка.


Сегодня ножи для реальной суровой действительности иногда комплектуются точильным бруском и компасом.

Наконец, ножны больших ножей и кинжалов порой оснащают дополнительными кармашками для вспомогательного маленького ножичка. Это старая и распространенная традиция — от Кавказа до Японии, потому что раньше люди понимали толк в оружии и на деле проверяли положительные и отрицательные стороны всяких новаций, а излишне «прогрессивных» дизайнеров сажали на кол или сжигали.


Итак, рассказ о ножнах подошел к концу. Если вкратце описать наиболее заметные сильные и слабые стороны каждого из видов, получится вот что:

Кожаные ножны изготовить проще всего, одновременно они же являются самыми удобными в эксплуатации. Нож удерживается в них посредством трения, а также за счет дополнительной застежки вокруг рукояти.

Поверхность кожи легко поддается художественной обработке разными способами и часто несет на себе декоративные металлические накладки или всякие полезные предметы.

размещать в головке рукояти), хотя не совсем понятно, как чувствует себя магнитная стрелка рядом с железным клинком.

Общим недостатком всех кожаных ножен является их гигроскопичность, склонность легко намокать и долго сохнуть, после чего они становятся жесткими, а зачастую еще и коробятся.

Купить прочный нож в Москве 

Металлические ножны, при условии бережного отношения, почти вечны, стабильны, отлично защищают клинок, но редко бывают принадлежностью гражданских ножей, оставаясь скорее массовым аксессуаром военного оружия, включая длинномерное: сабли, палаши и т. д. Проблема удержания клинка решается путем размещения внутри плоской дугообразной пружины, которая прижимает клинок с одной стороны (реже — с обеих), обеспечивая надлежащее трение. Но именно так ножны постепенно портят хороший полированный клинок, оставляя на нем царапины и борозды. Довольно часто оружие фиксируется дополнительной защелкой, и его извлечение становится возможным только после нажатия кнопки замка.

Деревянные ножны можно было бы назвать оптимальными, если бы не известная сложность изготовления, требующая от мастера прецизионной обработки внутренней поверхности, притом сугубо индивидуально под данный клинок, а также обеспечения надежной и долговечной склейки половинок изделия. Хотя сами ножны прекрасно защищают сталь от пыли и влаги, их поверхность нуждается в стойком покрытии водоотталкивающими составами. Также имеется сложность в подвеске деревянных ножен к поясу — по крайней мере, это не так просто, как с кожаными.

Любое дерево продолжает сохнуть на протяжении всей своей жизни, и велика вероятность того, что превосходные ножны либо поведет, либо они изменят свои размеры, например, дадут усадку, отчего клинок начнет заклинивать или, напротив, — примется тарахтеть и вываливаться.

Деревянные ножны в чистом виде мы встречаем почти исключительно в японской традиции, тогда как остальной мир предпочитает обтягивать дерево тонкой кожей и скреплять дополнительными металлическими деталями.

Пластиковые ножны есть детище XX века, и они (при условии продуманного изготовления) лишены большинства недостатков всех прочих, за исключением того, что ни о какой эстетике речи не идет (точнее, их эстетика своеобразна). Зато по технологичности равных им нет: миллионный экземпляр неотличим от самого первого. Не бо ясь ни воды, ни грязи, пластмасса идеально предохраняет клинок от внешних воздействий, и можно не сомневаться, что большинство рабочих ножей (и все водолазные) в скором времени нырнут в пластиковые норы. Разумеется, вышесказанное так или иначе относится и к ножнам из синтетических тканей.

Но, увы — презренному материалу заказана дорога в светлые чертоги коллекций и музеев, потому что любоваться красотой ударопрочного кидекса способен только сумасшедший. Да и настоящие охотники, ревностные блюстители традици й благородного искусства, справедливо предпочитают кожу и рог всему новомодному.

Костяные ножны — это изыск и утонченная красота, достойная эксклюзивного изделия известного мастера. Мало кому вздумается таскать по сырому лесу драгоценную вещь, поэтому кост ью облекаются почти исключительно коллекционные, кабинетные экземпляры, тем более что далеко не всякий умелец в состоянии правильно обработать капризный и твердый материал. Представить костяные ножны прицепленными к поясу невозможно, их обиталище — уютные стены, их удел — ласкать взор счастливого владельца.

На этом действительно можно поставить точку, хотя о каждой из перечисленных разновидностей ножен вполне можно было бы написать отдельную интересную книгу, как и о рукоятках, крестовинах, клинках — всех составляющих древнейшего спутника человека на тяжкой дороге цивилизации.