Чтобы сделать определенные выводы и отнести современное оружие к тому или иному виду искусства, мы последовательно рассмотрим присущие ему характерные черты. Итак, если речь идет именно об оружии, то следует подчеркнуть, что оно просто обязано быть функциональным, либо, в крайнем случае, предполагающим утилитарное использование. Функциональность – это одно из требований, предъявляемых к дизайну, а также и к различным видам прикладного творчества.
Следующий важный аспект художественного оружия, как и оружия вообще, это эргономичность рукояти, гарды, ее элементов и навершия. Клинок, как продолжение руки, был уже изначально предназначен не только оберегать жизнь своего владельца, но и защищать саму руку от поражающих ударов, поэтому сохранение его эргономичности просто необходимо, хотя бы с исторической точки зрения, даже в самых спорных новаторских решениях.
Эргономичность – это тоже одно из требований, предъявляемых к объектам дизайна.Обратим внимание и на лаконичность выражения концепции, к чему весьма ощутимы в современном российском оружейном деле. Итак, важнейшие качества оружия, такие как функциональность, эргономичность и лаконичность, присутствуют в современном художественном холодном оружии и в равной мере являются категориями и дизайна, и прикладного искусства.
Однако дизайн подразумевает массовость производства, постановку на поток, доступность для широких слоев населения, а запустить в серию высокохудожественную авторскую работу оружейника без потерь качества, без пренебрежения мельчайшими, но важными деталями практически невозможно. Здесь следует заметить, что и функциональность, и эргономичность, и лаконичность форм характерны практически для всего исторического оружия, когда понятия о дизайне в принципе не существовало.
Если рассматривать, например, златоустовское художественное оружие XIX века, то о нем правильнее говорить как о художественно оформленном. Это, в первую очередь, боевое оружие – функциональное, эргономичное, не имеющее ни одной лишней детали, форма которого определяется утилитарным назначением, а не художественной идеей.
Образцам авторского клинкового оружия свойственна такая важная черта декоративно-прикладного искусства как преимущественное использование ручного труда и, как отмечает Елена Тихомирова, « тесная связь с ремесленными традициями»[2]. Авторское художественное оружие России – это, как правило, почти полностью уникальная ручная работа.
Даже в тех случаях, когда над одним изделием работает группа мастеров – кузнец, художник, слесарь, гравер, литейщик и проч., осуществляющих процесс создания объекта пооперационно, нельзя сравнивать эту деятельность с конвейером, который отвечает промышленному производству. Причем, как правило, такие изделия, в целом традиционные по общей стилистике и типологии, обладают и интересными новаторскими решениями.
Нельзя забывать еще и такой принципиальный момент, что оружие, являясь авторской работой, за период своего создания может видоизменяться художником в зависимости от необходимости, и процесс творчества будет идти постоянно, вплоть до завершения изделия. Запущенная же в серию спроектированная дизайнерская разработка не может измениться до момента выхода с конвейера.
Помимо свойств декоративно-прикладного творчества, холодное оружие, как современное, так, впрочем, и историческое, вобрало в себя и некоторые элементы других видов искусств. Так, оформление декором полотна клинка, рукояти, навершия и гарды, первоначально носившее символьный, сакральный характер, с течением времени преобразовалось в мотивы орнаментальных композиций, взятых за основу с архитектурных элементов.
Не существует какой-либо ювелирной техники или приема, которых бы не испробовало на себе холодное оружие, что можно легко проследить по имеющимся музейным экспонатам и современным авторским работам.
За последние годы все больше прослеживается тенденция к использованию в оружии элементов мелкой пластики, причем, как при изготовлении рукояти и ее элементов, гарды, навершия, так и при отделке ножен. Более того, объектом скульптурного пластического решения становится и экспозиционная доска, которая в гарнитуре с клинком и ножнами создает цельную настольную или настенную композицию. Однако холодному оружию из-за своего специфического функционального назначения и эстетики вообще, видимо, никогда не суждено приобрести характерные черты монументального искусства.
Следует отметить и определенные живописные и графические эффекты, используемые при создании некоторых образцов современного клинкового оружия.
Так, технология златоустовской гравюры на стали позволяет добиться яркого многоцветия в орнаментальных композициях на полотне клинка и его ножнах, что особо выделяет пейзажный орнамент из других видов орнамента.
Московский оружейник Михаил Жерядин, используя технику многоуровнего травления с подгравировкой каждого нового слоя и разделяя слои по тональности, получает в результате прекрасный гравюрный эффект, дающий возможность сделать доминантной роль художественного образа вещи.
Изготовлять такие изделия может лишь мастер, наделенный тонким художественным вкусом, иначе существует прямая опасность утратить цельность восприятия всего произведения, потерять значение общей формы того или иного клинка, а тогда и не так важно, собственно, что это за предмет подвергся оформлению.
Сам смысл оружия может оказаться утраченным.
Авторское художественное холодное оружие, как вид декоративно-прикладного искусства, зародившееся недавно, на сегодняшний день в отдельных образцах может развиваться в почти непредсказуемых направлениях. Оно может вбирать в себя любые черты, более характерные для дизайна, архитектуры, прикладного творчества, использовать элементы различных сложившихся исторических стилей и даже такого нового стиля как хай-тек. Причем в одном и том же произведении оружейника могут присутствовать и сочетаться между собой особенности разных стилей и видов искусств.
Именно поэтому современное авторское холодное оружие нельзя категорично относить ни к дизайну, ни к прикладному ремесленному творчеству.
Оно уникально само по себе и, даже в какой-то мере является синтезирующим, объединяющим в себе и чисто художественные эффекты композиционного решения, и техническую эстетику конструктивной разработки дизайна.