Рукоятки для ножа 

Рукоятка

Среди огромного разнообразия материалов для рукояток ножей, используемых современными ножевыми компаниями и найфмейкерами, особое место занимают окаменелости. С экологической точки зрения окаменелости это отличный материал, так как, добывая его, мы не вредим природе, как это имеет место быть, например, при рубке редких пород деревьев. С другой стороны окаменелости — это действительно редкие и дорогостоящие материалы, запасы, многих из которых, не так уж и велики. Рассмотрим отдельные разновидности окаменелостей, использующиеся для создания рукояток ножей.


Динобон — материал, представляющий собой окаменевшую кость динозавров.


Янтарь — один из самых известных и распространенных видов окаменелостей. Он представляет собой окаменелую смолу древних деревьев. Янтарь как материал для рукояток ножей с фиксированным клинком использует российский найфмейкер Алексей Мельницкий, и по его утверждению в мире есть всего два найфмейкера, которые также используют янтарь для создания рукояток ножей. 


Oosic (оосик) —  термин, которым индейцы Аляски называли кость из пениса тюленей, моржей, морских львов и белых медведей. В России этот термин на данный момент не прижился, и для обозначения таких материалов традиционно используется более широкий термин «бакулюм», обозначающий кость из пениса любых видов животных, у которых она имеется. В изготовлении ножей используется как окаменелый бакулюм, так и обычная кость, добытая охотниками.

Ископаемая окаменелая древесина также не осталась без внимания найфмейкеров — это эффектный и прочный материал. Например, ножи с рукоятками из ископаемой древесины изготавливает исландский мастер Палли Кристьянссон (Palli Kristjansson). Немало примеров таких ножей можно найти на сайте американского найфмейкера Джея Фишера (Jay Fisher).


Рукояти ножей из окаменелой древесины (фото: jayfisher.com)

Особое место среди окаменелостей занимают костьзубы и бивни мамонта, которые могут быть как простыми, так и стабилизированными. Стабилизация этих материалов осуществляется под вакуумом и с использованием специальных химических веществ. Стабилизированный материал приобретает большую прочность и различные цвета, которые зависят от характеристик используемых при стабилизации веществ. Кость, зубы и бивни мамонта очень распространены в России. Добыча этих материалов в год исчисляется в нашей стране десятками тонн.


Стабилизацией кости, зубов и бивней мамонта в России занимается, в частности компания «Арт клуб Москва»,. Многие отечественные и зарубежные найфмейкеры используют эти материалы для изготовления рукояток своих ножей, но чаще всего они делают это все-таки эпизодически, а не на регулярной основе.

Регулярно бивень мамонта и стабилизированный зуб мамонта использует для создания рукояток некоторых моделей своих туристических охотничьих ножей найфмейкер Arno Bernard Jr. (Арно Бернард-младший) из ЮАР. При этом информации о том, где он берет данный материал, и кто занимается его стабилизацией, мне найти не удалось. Вероятно, это является коммерческой тайной.


Бивень мамонта также часто используется для создания рукояток художественных ножей и авторских настольных композиций.


На рукоятке ножа из кости мамонта (а также из других видов кости и рога) может быть использована техника скримшоу (scrimshaw), то есть гравировка по кости с последующей раскраской рисунка. Такое есть в наличии на нашем Саите в разделе ножи ! 


Есть и другие виды окаменелостей, используемых для создания рукояток ножей, однако это, как правило, уже крайне редкие и экзотические варианты, практикуемые отдельными найфмейкерами.


Например - рукоятка ножа из окаменелого коралла



Начнем с того, что мир ножеделия весьма разнообразен. То тут, то там можно увидеть и услышать описание рукояток, сделанных мастерами – “зуб мамонта, клык моржа, бивень мамонта, зуб кита” и пр.

Некоторые мастера имеют достаточно опыта, чтоб работать с такими материалами без потерь, а некоторые все еще задаются вопросом, что вполне закономерно, как сверлить, и чем обрабатывать зуб и бивень мамонта. В этой статье мы постараемся  рассказать, как с этими материалами работаем мы.

Рукоятка клинка 

Зуб мамонта – очень капризная в обработке вещь. Он слишком неоднороден, отчего всегда имеется большая вероятность появления сколов, выкрашиваний и трещин. Давайте разберемся с основными этапами обработки этого материала.

Сверление.

Сверлить зуб мамонта сложно, но можно. На пути сверла чередуются твердая эмаль и мягкая костная ткань, это может приводить к сползанию сверла в сторону или к невозможности просверлить саму эмаль. Поэтому берём сверло с твердосплавной напайкой, ставим высокие обороты и сверлим, не забывая избавляться от выработанной пыли. Я пользуюсь самыми дешевыми из леруа, их не так жалко, если отвалится или выкрошится напайка.


Задача при сверлении зуба и бивня — минимизировать сколы. Например, если вам нужно просверлить плашку зуба мамонта под накладной монтаж, толщина которой 10 мм или меньше, нужно армировать обратную сторону плашки малярным скотчем. Или лучше всего, приклеить туда на супер-клей миллиметровую проставку g10 или текстолита, подойдет всё, что имеет ровную плоскость и сможет задержать отколовшиеся части зуба на выходе сверла, а они будут обязательно. Монтировать накладки можно прямо так, не снимая этой проставки, которая потом сточится в процессе обработки рукояти. Можно конечно ее сразу сошлифовать, но тогда осколкам зуба или бивня не за что будет держаться и они высыпятся. Просверлить отверстие в таких накладках без сколов, не применяя различные фрезерные станки с ЧПУ, удается крайне редко.


о сверлением крупных брусков зуба все обстоит проще.

Размечаем все стороны, делая проекцию хвостовика на бруске, и сверлим чуть глубже середины с каждой стороны. Отверстия должны встретиться внутри зуба, и это поможет избежать существенных сколов, не прибегая к всевозможным армированиям и заклейкам. С бивнем мамонта ситуация аналогичная, он бывает и слишком колким, и не очень, все зависит от степени его сохранности и среды, в которой он находился крайнюю тысячу лет.


Обработка!

Обрабатывать зуб мамонта вручную не сложнее, чем пытаться перепилить ствол секвойи ручным лобзиком. Для нормальной работы с этим материалом вам понадобится ленточно-шлифовальной станок, будь то гриндер или шлифмашинка. На совсем худой конец, можно использовать насадку на дрель в виде тарелки с липучкой под наждачную бумагу.


Обрабатывать зуб и бивень мамонта можно, начиная с 40-го номера наждачной ленты. Это грубый съём, нужный лишь для снятия основной массы. При приближении к формам рукояти ножа (к примеру) можно переходить на 60 или 80 номер ленты, потому как чем меньше зерно абразива, тем меньше вероятность вырывания большого куска из обрабатываемого материала. Скорость ленты по мере уменьшения абразива можно уменьшить, или нужно просто следить за перегревом материала и износом ленты. Все это происходит на глаз, так что конкретных скоростей я привести не смогу. По мере обработки неизбежны трещинки, и самое лучшее средство против них — суперклей. Заливаем все каверны, трещинки, если клей уходит внутрь то доливаем еще. Иной раз приходится изрядно повозиться, прежде чем обрабатывать вручную. Дальше, когда форма уже выведена, все крупные риски убираются обычным напильником, желательно с мелкими насечками.


Финишная обработка зуба и бивня имеет различия. Зуб, за счет своей неоднородной структуры, при обработке имеет свойство вырабатываться неравномерно, когда костная ткань сошлифовывается быстрее, а дентин, светлый эмалевидный твердый элемент, сложнее и медленнее. Чтобы избежать появления «волн» на готовом изделии, шлифовать зуб мамонта рекомендуется с применением твердой подложки под наждачную бумагу


Бивень, в свою очередь, имеет однородную структуру и обрабатывается проще, после грубой обработки на шлифовальной машине любого типа можно работать напильником, а после напильника переходить на наждачную бумагу от 100 грит и выше. Эти ископаемые великолепно полируются, достаточно дойти до бумаги гритностью в 800-1000, и потом пройтись фетровым кругом с полировальной пастой. Я пользуюсь диалюксом, пока никаких нареканий за 2 года не возникло, только положительные результаты.


Как ухаживать — обычно еще до полировки наносить датское масло (Danish oil) и дать ему впитаться насколько это возможно, а полировка окончательно закрывает поры и убирает излишки масла. Получается очень красиво.

Рукоятка боевого клинка 

Современные технологии помогают изготавливать рукояти для ножей их синтетических материалов, не уступающих, а порой и превосходящих по своим характеристикам некоторые натуральные – кожу, кость и др. Но достойным подарком или приобретением для мужчины издавна считается нож с рукоятью из рога. В чем его особенности и преимущества? Рога, каких животных используют для изготовления рукояти и как ее сделать самостоятельно?

Какие рога используются для рукоятки и в чем их преимущества?

Для изготовления ручки применяют рога домашних, диких животных – сайгака, барана, оленя, лося, косули. Внутренняя структура зависит от возраста и вида особи. Например, сброшенные рога имеют губчатое или рыхлое строение, сильно впитывающие влагу, пыль и пр. Спиленные наросты, обладают более плотным составом. Но для ручки ножа выбирают наиболее прочный – верхний слой.

Рукоять ножа из рога благородного оленя - обладает рядом преимуществ:

  • приятная на ощупь текстура;
  • сохраняет оптимальную температуру во время жары, сильном морозе, что позволяет использовать нож без перчаток;
  • не скользит от влаги, например, от дождя, снега, крови убитого животного;
  • красивая фактурная поверхность и др.

Рукоятка для ножа из рога лося. Для накладок рукоятки ножа из рога лося используется только плоская (лопаточная часть) с оптимальными размерами до 10-12 мм. Либо небольшое ответвление от нее – рожок. Он считается идеальным сырьем за исключением верхушки. Из него получается ручка малой величины для небольших клинков – «маневренных» ножей, удобных для ладони и практического использования.


Рукоятка для ножа из рога оленя. Ввиду особенностей природных линий, нож с рукояткой из рога оленя, идеально ложится в правую руку. Это позволяет охотнику легко выполнять необходимые действия. Структура материала состоит из надкостницы, кости и губчатой части. Свободно шлифуется и полируется. Наиболее подходящей считается костная ткань.

Технологии обработки рога

Поверхность очищают от въевшейся пыли, мха. Сложность состоит в том, что бороздки забиваются смолами хвойных пород, а вместе с ними грязью. Чтобы размягчить проблемные места обрабатывают скипидарным раствором. Аккуратно деревянными палочками вычищают бороздки, смывают чистой водой со щетинной щеткой и просушивают мягкой тканью.

Умельцы изготавливают рукоять ножа из рога отлежавшего и (или) свежего. Последний вываривают несколько часов на открытом воздухе, поскольку кости выделяют крайне неприятный запах. Если такой возможности нет, то монтируют принудительную вентиляцию. Воду меняют, пока на поверхности не перестанут появляться капельки жира.



После того, как материал остынет, его очищают, шлифуют, покрывают лаком. Дают возможность высохнуть. Некоторые мастера снимают с отлежавшего (около года) рога верхний слой. Оставлять или счищать зависит от задумки специалиста и заказчика.

Как сделать рукоятку ножа самостоятельно

Рукоятку изготавливают из цельного рога (всадной монтаж) и накладок. Удостоверяются, что материал подходит для полноценной ручки. Чтобы определить глубину губчатого слоя и качество внутренней части, его проковыривают отверткой или шилом. Если глубина составляет более 2,5 см, то убирают весь внутренний слой и делают сквозное отверстие. Высверливая, одновременно проверяют, нет ли процесса гниения. В случае обнаружения полностью счищают, закрепив на верстаке.

Важно! Металлическая хвостовая часть трудно скрепляется с роговым материалом.


Оптимальный вариант соединения – рог, кожа, сталь. То есть металлическую часть хвостовика склеивают с кожей эпоксидной смолой. И только затем вставляют в костную часть ручки, заливая той же эпоксидкой. Стоит обратить внимание, что смола заливается тяжело. Поэтому в хвостовике отверстие высверливают на пару миллиметров шире, но не больше.

Затем проводится чистовая обработка. В процессе шлифовки, полировки с поверхности удаляется лаковое покрытие, но во впадинах оно остается. Это уменьшает скольжение руки и защищает рукоятку. В конце на усмотрение заказчика мастер делает заканцовку и оформляет элементами декора.

Чтобы изготовить нож с рукояткой из рога с накладками выбирают только плоскую область. Вырезают заготовки для накладок с учетом на обработку. Для нарезки используются:

  • ножовка для дерева – очень трудоемкий и длительный процесс;
  • ножовка по металлу – облегчает работу, немного сокращая время;
  • болгарка или круг на точиле – срезают излишки оперативно без дополнительных усилий.

Лучшие рукоятки для клинков

Ширина клинка должна быть равной ширине накладок. В них просверливают отверстия для соединения с металлической частью с помощью клепок или др. способом.

Распространенные ошибки, допускаемые во время производства

Начинающие, а порой, и опытные мастера допускают ряд ошибок. Некоторые из них приводят к необратимым последствиям для рога:

  • внутреннее отверстие рукояти несоответствующего диаметра, которое чаще делают меньше планируемого. Попытки натянуть рукоять из рога или под стучать даже легким предметом, заканчивается следующими последствиями:
  • рукоять не садится до конца;
  • нарушается целостность материала – лопается и (или) крошится.

Отверстие должно идти в притир по 0,5 мм с обеих стороны. Тогда ручка плотно надевается без потери характеристик. Те же советы относятся и к изготовлению ножа из кости.

  • Отсутствие роговой корки, также приводит к образованию трещин, сколам из-за незначительных механических нагрузок.

Восстановление старых рогов для рукоятки

Восстановление подразумевает очищение от грязного налета и зачищения поверхности ручки. Некоторые используют защитные цветные покрытия. Заключительный слой – лак.

В случае образования трещины, мастера используют смеси смол для укрепления деформированных частей. Но такой нож скорее станет декоративным объектом, поскольку прежних нагрузок он может не выдержать. Если повреждения серьезные, возможно придется демонтировать старую рукоятку и обратиться к разделу, где объясняется, как сделать нож из рога.

Ножи из рога

Мастера по качеству и прочности выделяют рукояти, выполненные из природных материалов следующих животных, расположенных в порядке убывания:

  • Клык моржа;
  • Нож из рога лося (убитого);
  • Лосиный сброшенный;
  • Олений спиленный;
  • Олений сброшенный;
  • Коровий и др.

Купить нож из рога хорошего качества поможет его внимательный осмотр. Материал, из которого выполнена ручка, должен быть без пятен, зеленых и темно-серых полос.

Хороший нож, выполненный своими руками и подаренный близкому человеку, будет напоминанием о преданной и верной дружбе.

Чтобы в полной мере ощутить и оценить преимущество ножа с ручкой рога, нужно уметь делать правильный выбор исходного материала. И важно учитывать такие нюансы:

  • скинуло ли животное рога само или «потеряло» их принудительно – в первом случае материал будет отличаться рыхлой и губчатой структурой;
  • какая часть рога попала в руки мастера – специалисты утверждают, что для изготовления рукояти ножа следует использовать только верхнюю часть исходного материала (структура будет максимально плотной);
  • возраст животного – если рога сбросило молодое, то они не будут обладать достаточной прочностью, зато будут активно впитывать влагу.

Ножи с ручкой из рога навахо

Навахо – классический испанский нож, который изготавливается с ручкой из рога. Форма рукояти изогнутая, поэтому выпрямлять рога, менять их конфигурацию не нужно. Главное – выбрать правильную часть головного «украшения» животного. Так как это складной нож, то рог для рукояти обрабатывается в полном объеме – например, сердцевина вычищается полностью, в качестве материала остается только верхний роговой слой.


Кроме этого, до вываривания рога в известковом растворе нужно будет сделать пропил в изогнутой части рога – это будет место, куда при защелкивании механизма фиксации убирается лезвие. Пропил делается на 0,2-0,5 мм больше, чем ширина лезвия.

Опытные мастера не рекомендуют самостоятельно изготавливать рукояти из рогов для навахо, потому что основной проблемой считается выполнение пропила – сделать его нужно аккуратно, без растрескивания материала.

Рог сайгака как ручка ножа 

Рога сайгака отличаются повышенной пористостью и мягкой «сердцевиной», поэтому этот материал нужно тщательно подготовить до изготовления ручки ножа. Мастера рекомендуют вымачивать такие рога в воде в течение недели, ежедневно меняя воду. После такой «процедуры» можно будет очистить внутреннюю часть материала удалив оттуда все размягченные ткани – запах при этом стоит очень неприятный, поэтому работу придется вести в хорошо проветриваемом помещении и в респираторе.


Если требуется согнуть рог для создания нужно формы рукояти, то это делается только в муфельной печи – дорогое специфическое оборудование, где поддерживается максимально высокая температура. Как только рог начнет сам гнуться в печи, его нужно сразу доставать оттуда, придавать ему нужную форму и оставлять для естественного остывания.

После такой обработки и шлифовки рог сайгака становится практически прозрачным, его можно покрыть темным декоративным лаком.

Рукояти ножей из рогов – самый удачный вариант, который делает оружие интересным, неординарным и превращает изделие в подарочный вариант. Изготавливать ручки из такого материала непросто, но если строго следовать алгоритму и не нарушать технологию, то даже у новичков все получится.

Купить прочный нож в Москве 

Металлические ножны, при условии бережного отношения, почти вечны, стабильны, отлично защищают клинок, но редко бывают принадлежностью гражданских ножей, оставаясь скорее массовым аксессуаром военного оружия, включая длинномерное: сабли, палаши и т. д. Проблема удержания клинка решается путем размещения внутри плоской дугообразной пружины, которая прижимает клинок с одной стороны (реже — с обеих), обеспечивая надлежащее трение. Но именно так ножны постепенно портят хороший полированный клинок, оставляя на нем царапины и борозды. Довольно часто оружие фиксируется дополнительной защелкой, и его извлечение становится возможным только после нажатия кнопки замка.

Деревянные ножны можно было бы назвать оптимальными, если бы не известная сложность изготовления, требующая от мастера прецизионной обработки внутренней поверхности, притом сугубо индивидуально под данный клинок, а также обеспечения надежной и долговечной склейки половинок изделия. Хотя сами ножны прекрасно защищают сталь от пыли и влаги, их поверхность нуждается в стойком покрытии водоотталкивающими составами. Также имеется сложность в подвеске деревянных ножен к поясу — по крайней мере, это не так просто, как с кожаными.

Любое дерево продолжает сохнуть на протяжении всей своей жизни, и велика вероятность того, что превосходные ножны либо поведет, либо они изменят свои размеры, например, дадут усадку, отчего клинок начнет заклинивать или, напротив, — примется тарахтеть и вываливаться.

Деревянные ножны в чистом виде мы встречаем почти исключительно в японской традиции, тогда как остальной мир предпочитает обтягивать дерево тонкой кожей и скреплять дополнительными металлическими деталями.

Пластиковые ножны есть детище XX века, и они (при условии продуманного изготовления) лишены большинства недостатков всех прочих, за исключением того, что ни о какой эстетике речи не идет (точнее, их эстетика своеобразна). Зато по технологичности равных им нет: миллионный экземпляр неотличим от самого первого. Не бо ясь ни воды, ни грязи, пластмасса идеально предохраняет клинок от внешних воздействий, и можно не сомневаться, что большинство рабочих ножей (и все водолазные) в скором времени нырнут в пластиковые норы. Разумеется, вышесказанное так или иначе относится и к ножнам из синтетических тканей.

Но, увы — презренному материалу заказана дорога в светлые чертоги коллекций и музеев, потому что любоваться красотой ударопрочного кидекса способен только сумасшедший. Да и настоящие охотники, ревностные блюстители традици й благородного искусства, справедливо предпочитают кожу и рог всему новомодному.

Костяные ножны — это изыск и утонченная красота, достойная эксклюзивного изделия известного мастера. Мало кому вздумается таскать по сырому лесу драгоценную вещь, поэтому кост ью облекаются почти исключительно коллекционные, кабинетные экземпляры, тем более что далеко не всякий умелец в состоянии правильно обработать капризный и твердый материал. Представить костяные ножны прицепленными к поясу невозможно, их обиталище — уютные стены, их удел — ласкать взор счастливого владельца.

На этом действительно можно поставить точку, хотя о каждой из перечисленных разновидностей ножен вполне можно было бы написать отдельную интересную книгу, как и о рукоятках, крестовинах, клинках — всех составляющих древнейшего спутника человека на тяжкой дороге цивилизации.